Пятница, 03.05.2024, 05:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Музыкальный класс

Сайт учителя музыки Никушиной Надежды Викторовны
Вход
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материал к уроку » Музыки

Русские композиторы. Даргомыжский и Балакирев

Никушина Надежда Викторовна

МОУ СОШ №3 города Петровска Саратовской области, учитель



В Петербурге некоторое время существовала Бесплатная музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 хоровым дирижером, автором церковной музыки Гавриилом Алексеевичем Ломакиным (1812-1855) и композитором, пианистом, педагогом Милием Алексеевичем Балакиревым. БМШ предоставляла начальное музыкальное образование всем желающим и вела широкую концертную деятельность. Кроме Балакирева, во главе БМШ в течение ряда лет стоял Николай Андреевич Римский-Корсаков, и при нем концерты школы стали основным местом исполнения новой музыки русских композиторов; со второй половины 1880-х годов инициатива перешла к Русским симфоническим концертам, организованным меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым

 

«Могучая кучка». Во второй половине 19 в. формируются две основные русские композиторские школы. Одна из них — петербургская Новая русская школа, или «Могучая кучка» (выражение из статьи В.В.Стасова) — М.А.Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков; позже авторы  т. н. Беляевского кружка — Александр Константинович Глазунов, Анатолий Константинович Лядов; Николай Николаевич Черепнин и др. Вторая — московская школа во главе с Петром Ильичем Чайковским — Сергей Иванович Танеев, Антоний Степанович Аренский, Сергей Васильевич Рахманинов, Василий Сергеевич Калинников и др. Хотя не все творческие явления этого периода могут быть отнесены к той или иной школе (например, в них не укладывается огромная по объему композиторская деятельность Антона Григорьевича Рубинштейна и оперное творчество пропагандиста Вагнера в России, музыкального критика Александра Николаевича Серова, на рубеже веков творчество Александра Николаевича Скрябина и т.д.), — все же до конца 19 в. давал о себе знать некоторый антагонизм двух школ.

 

Петербургская школа — условно говоря, более новаторская — ориентировалась, с одной стороны, на принципы «народности» (отражение в музыке проблематики национальной истории, психологии, фольклора) и «реальности» (отказ, в определенной мере, от классических норм, поиск принципиально нового национально определенного языка), а с другой, на достижения современной западноевропейской музыки (Шуман, Берлиоз, Лист). Основными жанрами раннего «кучкизма» были опера, преимущественно на русские сюжеты, симфонизм программного, жанрового типа, а также романсовый жанр в самых разнообразных его трактовках. Некоторое исключение на этом фоне составляют две симфонии Бородина, написанные в совершенно классической форме, но на русском эпическо-лирическом интонационном материале, и единственная опера композитора Князь Игорь по мотивам русских летописей (завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым в 1890). Еще одна примечательная черта петербургской школы — тяготение к образам Востока, условного и реального, исторического и этнографического. Вообще интерес к «восточному», как к «экзотическому», типичен для многих романтиков, однако в России музыкальный ориентализм обретает большую конкретность (часто «кавказскую») и «Восток» оказывается представленным подлинными музыкальными темами, ритмами и тембрами (достаточно вспомнить фортепианную фантазию Исламей М.А.Балакирева или симфоническую поэму Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова).

 

Наиболее полно эстетика «кучкизма» раскрывается в двух исключительно новаторских по стилю и форме операх М.П.Мусоргского — историко-психологической трагедии Борис Годунов (1868, вторая редакция 1872) и народной музыкальной драме Хованщина (1881), а также в многочисленных операх Н.А.Римского-Корсакова, среди которых выделяется мифологический цикл, связанный с мотивами древних славянских верований (Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, 1878-1897), три оперы-сказки (Кащей Бессмертный, Сказка о царе Салтане, Золотой петушок«, 1898-1908) и религиозно-философская драма Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905).

 

 

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» - «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

 

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку — народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

 

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 × 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу — в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 — управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

 

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858-1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой — на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

 

 

 

 

 

 

 

 

Даргомыжский Александр Сергеевич

[2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, - 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837-41 Д. написал первую оперу - "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери", пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир". Главное произведение Д. - опера "Русалка" (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).

 

С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. "Могучая кучка"; участвовал в работе сатирического журнала "Искра" (позже и "Будильника").

 

В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: "Баба-яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867). В 1864-65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный гость" (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).

 

Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критического реализма 40-60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера "Русалка", песни "Старый капрал", "Червяк", "Титулярный советник") он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В "Русалке", по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной лирике (романсы "Мне грустно", "И скучно и грустно", "Я всё ещё его люблю" и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере "Каменный гость", основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

 

Соч.: Избр. письма, М., 1952.

Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. - Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966.

 

 

 

Серов Александр Николаевич

[11(23).1.1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840-1868 служил в различных ведомствах министерств юстиции и внутренних дел. Много занимался музыкой (играл на фортепиано, виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал философию, художественную и музыкальную литературу. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконченная опера "Мельничиха из Марли" и др.). С 1851 С. постоянно выступал в печати в качестве музыкального критика (впервые на страницах некрасовского "Современника"). С начала 50-х гг. был участником музыкальных вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетических и творческих принципов С. В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творческого объединения "Могучая кучка". Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов музыкальной драмы Вагнера. В 1867 совместно с женой В. С. Серовой издавал журнал "Музыка и театр".

 

Основная область творчества С. - опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали знание законов музыкальной драматургии, умение сочетать музыку со сценическим действием. Однако его музыкальному стилю присущи некоторая пестрота и эклектичность. С. принадлежат оперы: "Юдифь" (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), "Рогнеда" (на сюжет из рус. истории, 1865, там же), "Вражья сила" (по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется", завершена Серовой и Н. Ф. Соловьевым, поставлена посмертно, 1871, там же). Написал также симфонические, хоровые и др. произведения.

 

С. - один из крупнейших представителей русской классической музыкальной критики. Поборник реализма, он в своей литературно-музыкальной деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетического анализа и научно-исторической обоснованностью суждений. С. во многом следовал принципам В. Г. Белинского, однако порой позиции С. были непоследовательны и противоречивы. Среди его трудов - работы о Глинке (в т. ч. "Опыт технической критики над музыкою М. И. Глинки", 1859), в которых он обосновал его значение как создателя русской национальной музыкальной школы (но С. не понял своеобразия драматургии оперы "Руслан и Людмила"), о А. С. Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для С. были характерны прямота суждений, литературный темперамент, блеск и острота изложения, полемичность.

 

Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892 - 95; Избр. статьи, т. 1-2, М. - Л., 1950-57.

 

Лит.: Серова В. С., Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. [Воспоминания], СПБ, 1914; Хубов Г., Жизнь А. Серова, М. - Л., 1950: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969-73.

Категория: Музыки | Добавил: NADYA61 (22.08.2010) | Автор: Никушина Надежда Викторовна
Просмотров: 2841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Комментарии сайта
FISH-EMPIRE.NET - азартная игра с выводом денег. Старт системы 31.03.2014.

Для обзора нажмите по ссылке: http://fish-empire.net/

Наши Качества: Видимая статистика - Вы всегда будете осведомлены о текущем обороте золота в игре. На проекте нет никаких запретов для обмена золота.

Выгодное сотрудничество - доступность многократно увеличить свои вклады. Мы предлагаем от 30% до 100% в месяц.

Рост резерва игры - за счет определения денег на рекламу и приглашения в игру новых пользователей - пользователями, участвующих по реферальной програме. Оперативная помощь на дружественном форуме. Не забываемая атмосфера и ещё множество разных особенностей.

Об Игре: FISH-EMPIRE.NET - азартная игра с выводом денег. Погрузитесь в атмосферу экономической онлайн игры и создайте свою Рыбную Империю, которая каждый день будет приносить Вам настоящие деньги.

В данной игре Вам предстоит покупать разных рыб. Каждая рыба дает икру, которую можно продать на золото. Золото можно продать за настоящие средства и снять из проекта на свои электронные кошельки.

Любые рыбы производят определенное количество икры, чем они дороже, тем икры мечут больше. Вы можете покупать любое их кол-во, у рыб нет срока годности, они никуда не денутся и будут производить Вам икру стабильно. Сбор икры производится без потерь и лимитов по времени.

Начни Игру: Начать играть можно без затрат. При регистрации Всем Щука в подарок. Ежедневные бонусы, лотерея, конкурсы, акции. Так же есть партнерская програма. Приглашайте в игру своих друзей и близких.

За каждое пополнение счета рефералами, Вы будете получать 30% от суммы их инвестиций. Автоматический ввод в проект и вывод средств на Ваш электронный кошелек. Низкая минималка на Payeer, всего 3 RUB. Ваша Рыбная Империя будет давать прибыль всегда.

Курс игрового инвентаря: 100 гр. икры = 1 гр. золота. 100 гр. золота = 1 RUB.

Рыбы-------------------Стоимость----------------Доход в день-----------Окупаемость
Щука--------------------90 RUB--------------------1 RUB--------------------90 дней
Минтай-----------------270 RUB------------------3,6 RUB--------------------75 дней
Лосось-----------------810 RUB------------------13,5 RUB-------------------60 дней
Осетр------------------2430 RUB-----------------54 RUB---------------------45 дней
Белуга-----------------7290 RUB-----------------243 RUB--------------------30 дней





Оцените сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Copyright NikyshinaNadya © 2024
Хостинг от uCoz