МОУ СОШ №3 города Петровска Саратовской области, учитель
В Петербурге некоторое время существовала Бесплатная
музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 хоровым дирижером, автором церковной
музыки Гавриилом Алексеевичем Ломакиным (1812-1855) и композитором, пианистом,
педагогом Милием Алексеевичем Балакиревым. БМШ предоставляла начальное
музыкальное образование всем желающим и вела широкую концертную деятельность.
Кроме Балакирева, во главе БМШ в течение ряда лет стоял Николай Андреевич
Римский-Корсаков, и при нем концерты школы стали основным местом исполнения новой
музыки русских композиторов; со второй половины 1880-х годов инициатива перешла
к Русским симфоническим концертам, организованным меценатом Митрофаном
Петровичем Беляевым
«Могучая кучка». Во второй половине 19 в. формируются две
основные русские композиторские школы. Одна из них — петербургская Новая
русская школа, или «Могучая кучка» (выражение из статьи В.В.Стасова) —
М.А.Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Александр Порфирьевич Бородин, Модест
Петрович Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков; позже авторыт. н. Беляевского кружка — Александр
Константинович Глазунов, Анатолий Константинович Лядов; Николай Николаевич
Черепнин и др. Вторая — московская школа во главе с Петром Ильичем Чайковским —
Сергей Иванович Танеев, Антоний Степанович Аренский, Сергей Васильевич
Рахманинов, Василий Сергеевич Калинников и др. Хотя не все творческие явления
этого периода могут быть отнесены к той или иной школе (например, в них не
укладывается огромная по объему композиторская деятельность Антона Григорьевича
Рубинштейна и оперное творчество пропагандиста Вагнера в России, музыкального
критика Александра Николаевича Серова, на рубеже веков творчество Александра
Николаевича Скрябина и т.д.), — все же до конца 19 в. давал о себе знать
некоторый антагонизм двух школ.
Петербургская школа — условно говоря, более новаторская —
ориентировалась, с одной стороны, на принципы «народности» (отражение в музыке
проблематики национальной истории, психологии, фольклора) и «реальности»
(отказ, в определенной мере, от классических норм, поиск принципиально нового
национально определенного языка), а с другой, на достижения современной
западноевропейской музыки (Шуман, Берлиоз, Лист). Основными жанрами раннего
«кучкизма» были опера, преимущественно на русские сюжеты, симфонизм
программного, жанрового типа, а также романсовый жанр в самых разнообразных его
трактовках. Некоторое исключение на этом фоне составляют две симфонии Бородина,
написанные в совершенно классической форме, но на русском эпическо-лирическом
интонационном материале, и единственная опера композитора Князь Игорь по
мотивам русских летописей (завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым в 1890).
Еще одна примечательная черта петербургской школы — тяготение к образам
Востока, условного и реального, исторического и этнографического. Вообще
интерес к «восточному», как к «экзотическому», типичен для многих романтиков,
однако в России музыкальный ориентализм обретает большую конкретность (часто
«кавказскую») и «Восток» оказывается представленным подлинными музыкальными
темами, ритмами и тембрами (достаточно вспомнить фортепианную фантазию Исламей
М.А.Балакирева или симфоническую поэму Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова).
Наиболее полно эстетика «кучкизма» раскрывается в двух
исключительно новаторских по стилю и форме операх М.П.Мусоргского — историко-психологической
трагедии Борис Годунов (1868, вторая редакция 1872) и народной музыкальной
драме Хованщина (1881), а также в многочисленных операх Н.А.Римского-Корсакова,
среди которых выделяется мифологический цикл, связанный с мотивами древних славянских
верований (Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко,
1878-1897), три оперы-сказки (Кащей Бессмертный, Сказка о царе Салтане, Золотой
петушок«, 1898-1908) и религиозно-философская драма Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии (1905).
БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837-1910), русский композитор,
пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» - «Могучей
кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая
олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.
Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем
Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте
десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие
в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат,
автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на
физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в
Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя
композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку — народную и
церковную, на русские сюжеты и тексты.
«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 × 1862, и
Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным
образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы
преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с
шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое
объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное
влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную
школу — в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев
оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер,
регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867
Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального
общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил
сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался
музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в
глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882
Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в
1883 — управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд
церковных композиций и переложений древних распевов).
Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной
музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах
им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру
(1858-1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция
1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату
си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в
разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен.
Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и
традиции церковной музыки, с другой — на опыт нового западноевропейского
искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге
16 (29) мая 1910.
Даргомыжский
Александр Сергеевич
[2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской
области, - 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на
фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые
сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном
развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837-41 Д. написал
первую оперу - "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской
богоматери", пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические
тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших
романсов, в том числе "Я вас любил", "Свадьба",
"Ночной зефир". Главное произведение Д. - опера "Русалка"
(по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).
С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная
деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального
общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной
впоследствии под названием. "Могучая кучка"; участвовал в работе
сатирического журнала "Искра" (позже и "Будильника").
В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3
оркестровые пьесы, основанных на народных темах: "Баба-яга, или С Волги
nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864),
"Чухонская фантазия" (1867). В 1864-65 совершил заграничную поездку
(впервые был за границей в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись
некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный
гость" (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на
полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была
завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а
инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).
Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической
музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он
обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции
критического реализма 40-60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера
"Русалка", песни "Старый капрал", "Червяк",
"Титулярный советник") он с большой остротой воплотил тему
социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному
психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел
преимущественно к драматическим формам выражения. В "Русалке", по
словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской
народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной
лирике (романсы "Мне грустно", "И скучно и грустно",
"Я всё ещё его люблю" и др.). Основным средством создания конкретного
индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций
человеческой речи. Его девизом были слова: "Хочу, чтобы звук прямо выражал
слово. Хочу правды". Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере
"Каменный гость", основанной почти полностью на мелодизированном
речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных
проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение
композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий
Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.
Соч.: Избр. письма, М., 1952.
Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма.
Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С.
Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Пекелис М.,
Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической
музыке, М. - Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М.,
1966.
Серов
Александр Николаевич
[11(23).1.1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же],
русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835-1840
обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840-1868
служил в различных ведомствах министерств юстиции и внутренних дел. Много
занимался музыкой (играл на фортепиано, виолончели), самостоятельно овладевал
композиторской техникой; изучал философию, художественную и музыкальную
литературу. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконченная
опера "Мельничиха из Марли" и др.). С 1851 С. постоянно выступал в
печати в качестве музыкального критика (впервые на страницах некрасовского "Современника").
С начала 50-х гг. был участником музыкальных вечеров у М. И. Глинки (знакомство
с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в
формировании эстетических и творческих принципов С. В 1856-57 сблизился с
молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творческого объединения
"Могучая кучка". Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных
поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др.
Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов музыкальной драмы
Вагнера. В 1867 совместно с женой В. С. Серовой издавал журнал "Музыка и
театр".
Основная область творчества С. - опера. Он боролся за
реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров
(историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали знание законов
музыкальной драматургии, умение сочетать музыку со сценическим действием.
Однако его музыкальному стилю присущи некоторая пестрота и эклектичность. С.
принадлежат оперы: "Юдифь" (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский
театр), "Рогнеда" (на сюжет из рус. истории, 1865, там же),
"Вражья сила" (по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как
хочется", завершена Серовой и Н. Ф. Соловьевым, поставлена посмертно,
1871, там же). Написал также симфонические, хоровые и др. произведения.
С. - один из крупнейших представителей русской классической
музыкальной критики. Поборник реализма, он в своей литературно-музыкальной
деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетического
анализа и научно-исторической обоснованностью суждений. С. во многом следовал
принципам В. Г. Белинского, однако порой позиции С. были непоследовательны и
противоречивы. Среди его трудов - работы о Глинке (в т. ч. "Опыт
технической критики над музыкою М. И. Глинки", 1859), в которых он обосновал
его значение как создателя русской национальной музыкальной школы (но С. не
понял своеобразия драматургии оперы "Руслан и Людмила"), о А. С.
Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для С. были характерны
прямота суждений, литературный темперамент, блеск и острота изложения,
полемичность.
Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892 - 95; Избр.
статьи, т. 1-2, М. - Л., 1950-57.
Лит.: Серова В. С., Серовы, Александр Николаевич и Валентин
Александрович. [Воспоминания], СПБ, 1914; Хубов Г., Жизнь А. Серова, М. - Л.,
1950: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н.,
Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969-73.
Наши Качества: Видимая статистика - Вы всегда будете осведомлены о текущем обороте золота в игре. На проекте нет никаких запретов для обмена золота.
Выгодное сотрудничество - доступность многократно увеличить свои вклады. Мы предлагаем от 30% до 100% в месяц.
Рост резерва игры - за счет определения денег на рекламу и приглашения в игру новых пользователей - пользователями, участвующих по реферальной програме. Оперативная помощь на дружественном форуме. Не забываемая атмосфера и ещё множество разных особенностей.
Об Игре: FISH-EMPIRE.NET - азартная игра с выводом денег. Погрузитесь в атмосферу экономической онлайн игры и создайте свою Рыбную Империю, которая каждый день будет приносить Вам настоящие деньги.
В данной игре Вам предстоит покупать разных рыб. Каждая рыба дает икру, которую можно продать на золото. Золото можно продать за настоящие средства и снять из проекта на свои электронные кошельки.
Любые рыбы производят определенное количество икры, чем они дороже, тем икры мечут больше. Вы можете покупать любое их кол-во, у рыб нет срока годности, они никуда не денутся и будут производить Вам икру стабильно. Сбор икры производится без потерь и лимитов по времени.
Начни Игру: Начать играть можно без затрат. При регистрации Всем Щука в подарок. Ежедневные бонусы, лотерея, конкурсы, акции. Так же есть партнерская програма. Приглашайте в игру своих друзей и близких.
За каждое пополнение счета рефералами, Вы будете получать 30% от суммы их инвестиций. Автоматический ввод в проект и вывод средств на Ваш электронный кошелек. Низкая минималка на Payeer, всего 3 RUB. Ваша Рыбная Империя будет давать прибыль всегда.
Курс игрового инвентаря: 100 гр. икры = 1 гр. золота. 100 гр. золота = 1 RUB.
Рыбы-------------------Стоимость----------------Доход в день-----------Окупаемость Щука--------------------90 RUB--------------------1 RUB--------------------90 дней Минтай-----------------270 RUB------------------3,6 RUB--------------------75 дней Лосось-----------------810 RUB------------------13,5 RUB-------------------60 дней Осетр------------------2430 RUB-----------------54 RUB---------------------45 дней Белуга-----------------7290 RUB-----------------243 RUB--------------------30 дней